страничка педагога- психолога

               Педагог-психолог     

Я рада приветствовать Вас на своей страничке, которая адресована тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии своего ребенка и тем, кто хочет побольше узнать о детях, их развитии, проблемах и их разрешении.     

СЛИЗОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Образование: высшее
РВУЗ "Крымский инженерно-педагогический университет" ( диплом 30.06.2009 г. КР №37434036)
Специальность:  "Дефектология".
Квалификация: "Олигофренопедагог. Специальный психолог".
ученая степень : нет
ученое звание: нет

Профессиональная переподготовка: 
-  АНО ВПО "Европейский Бизнес Треугольник", квалификация "педагог-психолог"  (диплом  26.04. 2017г.№ 5468);

Повышение квалификации:
 - КРИППО   по программе "Психологическое сопровождение реализации программ дошкольного образования"  (удост. 16. 09.2022г.№ 7632);
-  МБУ ДПО "ИМЦ" по программе "Особенности учебно-воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС" (удост. 13.01. 2021 г. № 3998);
-МБ УДО "МУПК"  по  программе "Навыки оказания первой помощи" (удост. 23.06.2022г. № 442/22);
-ПрофЭкспортСофт  по программе «Дошкольное образование-ключевые компетенции 2023г» (удост. №156142468127  от 03.05.2023г.);
-КРИППО по прогамме «Теория и практика организации деятельности и управления дошкольным образовательным учреждением» (удост. №5143 от 21.05.2021г.)

Общий стаж работы: 14 лет 5 мес.
Стаж работы по специальности: 14 лет 5 мес.

Паспорт кабинета педагога-психолога
  Задача психолога в ДОУ - создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям.
Психологическая работа в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

Психологическая профилактика - целенаправленная совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка. Психодиагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическая коррекция работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Этот вид работы осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Психологическое просвещение повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: консультации, беседы, семинары, тренинги.

Ранний возраст

"Кризис 3-х лет"
"Адаптация к условиям ДОУ"

Младший возраст «Младший дошкольный возраст: особенности  психического развития»
Ваш малыш закатил истерику. Что делать?
Как бороться с  детскими капризами?

Средний возраст

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Детская ложь: как справиться? Убираемся без скандалов

Старший возраст

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Волшебные фразы для общения с ребёнком

Подготовительный возраст

Кризис 7 лет

Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьи

Достижения  дошкольного возраста

  Успешность на каждой ступени развития ребенка связанно с тем, насколько полноценно прожита предыдущая: школьные успехи закладываются в продуктивном проживании дошкольного возраста. Можно сказать, что развитие в разных возрастах связанно с решением задач, характер которых меняется от года к году. Человек живет в системе социальных норм. Эти нормы задают правила взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Эти взаимодействия будут строиться в зависимости от ситуации. Жизнь ребенка, как и взрослого, представляет собой постоянный переход из одной ситуации в другую, от одних правил к другим.
    Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
     Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. 

   
  В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.

     Какого же типа задачи стоит предлагать дошкольниками, чтобы потом они успешно справлялись с задачами школьного уровня?

      Можно выделить три типа задач: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Они соответствуют трем типам способностей, который развиваются у человека в течение всей жизни и являются условиями его успешности.

Развивающая образовательная среда дома для детей дошкольного возраста.
                    (советы для родителей)

  Как же создать в семье развивающую среду в которой бы ребёнок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.

 «Картинная мини-галерея»

 Важно приучить глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Рекомендуем: произведения одного или нескольких авторов; портретную живопись; разного рода орнаменты; образцы народно-прикладного искусства. Подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
                                                                              
«Детская лаборатория — это серьёзно»

 Ребёнок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать детскую лабораторию т. е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы как: магниты, не работающие телефоны, микровесы, калькуляторы, компасы и другие предметы вызывающие интерес у детей, в обязательном порядке постепенно вводить новые  и показывать способ действия, где и как используется.
 

«Шкаф находок»

 Всё необычное, что находит ребёнок в окружающем мире, в природе: коряга, листочек, камешек,фантики и т.д всё то, что родители посчитают возможным принести в дом. Важно для развития познавательной активности дать детям лёгкий план-задачу, к примеру  Чем тебе нравится этот предмет(камешек) На что похож? Какой он на ощупь(гладкий, шершавый, твёрдый, холодный, тёплый). Давай вместе придумаем историю про него.
 

«Уголок ребусов, головоломок, шарад»

 Хотим ли мы умного ребёнка ?-на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идёт об уме ребёнка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — вы уважаемые родители, согласитесь организовать такой уголок у себя дома. Это могут быть и секректные лабиринты, и загадочные контуры, и зашифрованные цифры и буквы.
 

«Книжки в вашем доме»

     Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполнили основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриваию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем внимательно отнестись к организации и подбору книг для вашего ребёнка. Обсуждая содержание книги, анализируя положительные или отрицательные поступки героев, вы помогаете детям понять что хорошо, а что плохо, развивая при этом правильную речь ребёнка.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Сказка в жизни детей»

Сказка в развитии детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь. Она помогает учить детей жизни, знакомит с добром и злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в воспитании. В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. У детей, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее начинает формироваться правильная речь. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, его творческий потенциал.

Дети многое узнают из сказок: появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметным миром. Сказки формируют у ребёнка понятия о добре и зле. Но огромное значение имеет сказка в развитии устной речи. Так как у многих детей не развита связная речь, то им трудно рассказать о тех или иных событиях. Ребёнок не умеет пересказывать литературные произведения. Поэтому сказка скрывает огромные дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь.

Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой. Именно поэтому родители должны больше внимания уделять сказке. Когда мама или папа читает ребёнку сказку, объединяются два мира: мир взрослого и мир ребёнка в волшебном сказочном пространстве. Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребёнка. В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребёнка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребёнок учится общаться, а взрослые вспоминают своё детство.

Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение. Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки. Во время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от взрослых. Детям необходима образность, игра. Нельзя недооценивать роль детских сказок в воспитании детей. Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро. Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказка является способом снятия тревоги у ребёнка.

Сказки способствуют развитию связной логической речи. Дети учатся задавать вопросы. Воспитание детей сказками - довольно сложная задача. Надо учитывать особенности вашего ребёнка. Во всех сказках заложена народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда им легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадёт. Важно и отношение взрослых к сказке. Можно перечитывать много раз одну и ту же сказку, понять её смысл. Таким образом, с помощью сказки прививается у ребёнка любовь к чтению. Сказка - одно из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Сказки должны присутствовать в плане воспитания детей, как средство воспитания личности. Цель сказок - развитие в ребёнке данных от природы эмоций. С помощью любимых и нелюбимых героев, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга является сказка. Она возрождает духовный опыт нашей культуры.

 

Рекомендации родителям

«Какие сказки читать детям раннего возраста»

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова  - простыми и понятными.

Деткам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные  сказки с  простыми предложениями и с множеством повторений (например, тянут - потянут;  бил, бил-не разбил; катится колобок, катится и т. п.).     Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы.  Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста  были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.  Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.  Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.  Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Для этого возраста лучшими сказками будут:

 «Курочка Ряба»; «Колобок»;  «Репка», (обр. К. Ушинского);  «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова);   «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова).



 

Рекомендации родителям

«Какие сказки читать детям младшего возраста»

 

Младший дошкольный возраст (от 3  до 4 лет).   Для ребят от 3 до 4 лет стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций, большого формата.  Детям старше 3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки , где главными героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных  сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинные.  Сказки должны быть со счастливым концом и нести  ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке  присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки.

Примерный список сказок для детей (3-4 лет):

Русские народные сказки:   «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;   «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова;  «Лиса и заяц», обр. В. Даля;    «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;    «Теремок»,  

обр. Е. Чарушина;  «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.

Сказки народов мира:  «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой;   «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;   «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;   «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и                 Л. Зориной;  «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;  «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;  «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;   «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;   «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;  «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Литературные сказки писателей России:  «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит»,   К. Чуковский;   «Яблоко», «Палочка-выручалочка», В. Сутеев;   «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткийхвост», Д. Мамин-Сибиряк.



 

Рекомендации родителям

«Какие сказки читать детям среднего возраста»



Средний дошкольный возраст (4 – 5лет).  В возрасте 4-5 лет каждый ребенок в сказке стремится выбрать персонажа, который наиболее близок ему, если такого героя нет, повествование для него может быть совершенно неинтересным. Для девочек запаситесь сказками о прекрасных принцессах и милых пушистых зверюшках, а для мальчиков – о смелых и отважных воинах, задорных лесных жителях, а также будут полезны рассказы с машинками и техникой в главных ролях. А вот сказки Андерсена лучше перенести на более взрослый период жизни ребенка, так как многие из них достаточно жестокие.

Этот период в развитии многих детей еще характерен появлением различных страхов (темноты, смерти, одиночества, врачей и прививок и др.). Многие сказки нацелены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть зависть, обиду, жадность, а также развеять эти страхи. Сказкотерапия – отличный помощник в преодолении таких неприятных моментов. Множество «лечебных» положительных сказок можно найти на сегодняшних в  книжных прилавках, однако каждому по силам придумать сказку самостоятельно или в паре с ребенком. Малыш отлично справится с выбором главного персонажа сказки, которого вы вместе наделите характером, а за вами основной сюжет, конечно, победная концовка. К этому любимому герою ребенок сможет всегда мысленно обращаться в трудные моменты.

Помните, что в этом возрасте ребенок очень раним. Стоит выбирать добрые сказки, без жестокости, насилия, лжи. Прежде чем прочитать ребенку новую незнакомую книгу, стоит ознакомиться с ней самому.

Итак, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Но остаются и неизменные особенности: сказки, которые нужно читать детям должны по-прежнему иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты.  Но есть и некоторые отличия.  Сказки для детей данного возраста   должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом  возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Обязательно ответьте на все его вопросы и обращайте внимание на все, что его интересует.

А вот перед чтением сказки проводится подготовка, следует познакомить ребенка с новыми словами, т.е. сообщить что в сказке живут новые слова и дать им объяснение (например, сказка «Лисичка со скалочкой» скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто и др.)

Рекомендуем следующий примерный список сказок для чтения:

Русский фольклор: Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира: Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Литературные сказки   писателей России: М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Литературные сказки писателей разных сран: А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

 

Рекомендации родителям

«Какие сказки читать детям старшего возраста»

 

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).  Детям старше пяти лет можно читать почти  любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.

Дети от 5 до 6 лет уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. 

Но надо учитывать, что дети старшего дошкольного возраста уже всё хорошо понимают, но мышление у них ещё конкретное, поэтому сказки должны быть с простым и конкретным сюжетом. А главными героями должны быть животные и  люди, и даже волшебники и колдуны.  В таком возрасте детям отлично подойдут сказки народов мира, русские народные сказки, сказки Бажова, Андерсена, Братья  Гримм. 

Дети  5-6 лет со всей серьезностью верят в то, что магия существует, а волшебники живут среди нас. В связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки стоит начать рассказывать детям примерно к 6 годам. К таким сказкам относятся: «Русалочка», «Золушка», «Снежная королева» и другие сказки, сюжет которых содержит волшебные превращения.

Приведенный далее список сказок может рассматриваться  как ориентировочный:

Русские народные сказки: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой; «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М.Булатова;«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова; «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого; «Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Сказки народов мира: «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Литературные сказки  поэтов и писателей России: А. Пушкин.  «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; Н. Телешов. Крупеничка»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); П. Бажов. «Серебряное копытце»; В. Бианки. «Сова»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); Б. Заходер. «Серая звездочка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», Небылицы в лицах».

Литературные сказки писателей разных стран: Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;      А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского; О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.