Семинар для родителей "Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста" в рамках обучения родителей основам педагогики и психологии

"Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?"

Презентация "Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста"

 К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся раздражительными, не можем справиться с приступами агрессии или же, наоборот, впадаем в глубокую депрессию, и ничто нас уже не радует. Всему виной возрастные кризисы, которые и заставляют нас понервничать. Иногда даже взрослые не в состоянии понять, что с ними происходит, а что же говорить о детях!  
Кризис - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Кризисы возникают незаметно – довольно таки трудно определить момент его наступления и окончания.

Принято выделять следующие кризисы:
- Кризис 1 года ;
- Кризис 3 лет ;
- Кризис 7 лет .

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
 Во-первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет) .

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

  • всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)

  • появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание) . Подобные вспышки - реакция на непонимание со стороны взрослых.

  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений - с одной стороны - стремление к самостоятельности, а с другой - необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации) .

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действиях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)

  • создавая запреты, не делайте их слишком много

  • старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  • Негативизм - реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

  • Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

  • Строптивость - общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

  • Своеволие - ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей) . Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.

  • Протест-бунт - ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

  • Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам) , может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения) , у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)

  • ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики - бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но) 

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

- переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению) .

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.

  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.

  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

  • "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

  • Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.

  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его

  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его

  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет - возраст «почемучек»)

  • будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)

  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.